Теория дрессировки
| |
Алексей-Потехин | Дата: Вторник, 03.03.2020, 00:15 | Сообщение # 141 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
|
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Четверг, 05.03.2020, 00:42 | Сообщение # 142 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
|
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Суббота, 07.03.2020, 23:34 | Сообщение # 143 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
|
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Воскресенье, 08.03.2020, 20:25 | Сообщение # 144 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
|
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Понедельник, 09.03.2020, 08:18 | Сообщение # 145 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
|
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Вторник, 10.03.2020, 07:42 | Сообщение # 146 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
|
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Среда, 11.03.2020, 08:45 | Сообщение # 147 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
|
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Пятница, 27.03.2020, 22:39 | Сообщение # 148 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
Сообщение отредактировал Алексей-Потехин - Пятница, 27.03.2020, 23:05 |
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Понедельник, 30.03.2020, 20:28 | Сообщение # 149 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
Сообщение отредактировал Алексей-Потехин - Понедельник, 30.03.2020, 20:39 |
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Вторник, 31.03.2020, 03:10 | Сообщение # 150 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| Ron R @WalkService - всё о животных, дрессировка собак, кошки... 1:15 Тезис. Собака все знает, и все умеет.... На мой взгляд, речь шла о том, что физически собака умеет и лежать и сидеть и бежать. Человек должен уметь привлечь, захватить внимание. И одна из первостепенных задач научить собаку смотреть в глаза, искать глаза человека. Добивается это тем, что Вы описали - мотивацией (надобностью, через доверие). Но также вторым важным моментом - является уважение, т.е. если кабель увидит сучку, то "кусок" для него станет второстепенным и он может "сорваться" и здесь "статусность" не позволит это сделать. Именно эта инструктор, на своих занятиях добивается (по крайней мере на видео в youtube). Ответ: Общественное сознание и мировозрение часто развивается по принципу маятника. Есть, например, какое-то обыденное приевшееся всем мнение, общее место. И вдруг кто-то вбрасывает свежую мысль, которая дополняет и немного под другим углом высвечивает эту приевшуюся всем истину. Как повторял Доренко всякая вещь дойдя до своего предела обращается в свою противоположность. Но так бывает не всегда. Чаще, всякая идея дойдя до своего предела становится абсурдной и нуждается в противовесе для баланса. Например, во многих современных фильмах или просто книжных сказках баба яга или кащей бессмертный положительный персонаж. Но свежесть и оригинальность этой идеи может понять только тот, кто читал традиционные русские народные сказки. Или другой пример. В годы перестройки, когда осуждали взяточников, кто-то кинул мысль, которую некоторое время муссировали в общественном сознании, которая звучала следующим образом: «А вас покупали? Как вы можете осуждать взяточника, если вы такое ничтожество, что ничего из себя не представляете, ничего не можете и вам-то взятки даже не предлагают». Эта мысль в одиночестве просто абсурдна, но в паре с глобальным осуждением взяточников создаёт некий баланс и претензию на объективное рассмотрение вопроса. Если посмотреть на знаменитое изречение «Нет плохих собак, есть плохие хозяева», то понятно, что когда оно является противовесом жестокому обращению с собакой, то оно имеет право на существование. Когда оно оторвано от свое пары и проповедуется само по себе, то оно абсурдно. В нём смешивается эмоционально-этический компонент и прагматика. Собака как продукт творчества человеческой цивилизации, конечно ни в чём не виновата. Но в тоже время есть разведение по рабочим качества, есть просто генетика и понятное дело, что разные собаки имеют разный характер, разную пригодность к прагматическому применению и даже просто разную комплементарность к определённому человеческому психотипу. Наконец перехожу к конкретике и сути вопроса. Выражение или мем «Собака умеет сидеть, лежать без нас. Нам просто надо научить её делать это по команде» или в другом варианте «нам надо научиться работать с её состоянием» или «установить статус, привлечь внимание» всё это было вброшено в кинологическое сознание уже давно. Когда такие мемы идут в дополнение к технической дрессировке, то они оправданы. Когда эти мемы отрываются от своего опонирующего контекста, который их же и породил как свою противоположность, то они становятся ложью. При дрессировке банальным командам сидеть и лежать, помимо первичной инициации нужного действия, существует два направления работы. 1. Конкретизировать, что есть сидеть и лежать, то есть сформировать чёткий двигательный и статичный шаблон поведения. 2. Очистить команду, (сигнал, ключевой стимул) от обстановочных сопутствующих раздражителей. Это огромная работа, которая делается планомерно и поэтапно. Именно не проработанность этих двух направлений и ведёт к нестабильной работе собаки. Никакие упражнения на внимание и никакие упражнения на статус не могут заменить планомерной дрессировки. Хозяева собак не понимают насколько верна банальная картинка из советских учебников по дрессировке, которая называется «дрессировщик комплексный раздражитель». На начальном этапе работы собака вроде как знает команду, но чуть-чуть меняется ситуация или просто меняются неконтролируемые действия хозяина и собака не выполняет команду. Просто чуть выше поднял руку с кормом, встал не с той стороны от собаки, и собака не выполняет команду. Мог бы более конкретно разобрать эти примеры, но это уже тянет на статью или роман, а не комментарий в ютубе. Поэтому перехожу к последним тезисам. Всякие перекосы в преувеличении значимости понятий "внимание" и "статус" мешают пониманию техники дрессировки. Банальная техника и правила работы конечно скучны. Понятия «статус» и «контроль внимания» для начинающего владельца свежи и интересны. Сами по себе они могут иметь место в теории дрессировки, но очень часто в то время, когда надо просто методично работать люди пускаются в рассуждения о статусе и контроле внимания. Отрывок из вашего комментария «…одна из первостепенных задач научить собаку смотреть в глаза, искать глаза человека. Добивается это тем, что Вы описали - мотивацией (надобностью, через доверие)…» Я писал о том, что исходные понятийные координаты совсем другие. Не статус, не контроль внимания, не доверие, а потребность и сформированная на её базе мотивация. Используя частичное удовлетворение потребности в момент совершения нужного действия, мы подкрепляем и закрепляем нужное поведение, а также, развиваем мотивацию, то есть настойчивость, изворотливость и уверенность при попытках собаки получить мотивирующий объект. Вы можете сказать, что и она о том же. Но как говаривал Доренко словами своего дедушки «Так-то оно так, да трошички не так» Есть нюансы которые меняют суть происходящего. Другой отрывок из вашего комментария «…Но также вторым важным моментом - является уважение, т.е. если кабель увидит сучку, то "кусок" для него станет второстепенным и он может "сорваться" и здесь "статусность" не позволит это сделать…» То, что вы называете уважением, это просто страх. Страх может быть на уровне описавшейся собаки, от громкой команды, как показано в одном из выпусков киножурнала Яролаш. А может быть на уровне скованности движений и заторможенности поведения, которые демонстрирует собака при меньшем уровне страха в момент подачи команды, противоречащей тому поведению которое она хочет реализовать. Понятие «страх» банально, некрасиво и неприлично, но просто и конкретно. А понятие статус, это красивая фикция. Когда идёт реконструкция или ремонт здания в центре Москвы, то неприглядная картина закрывается красивой занавеской на которой изображено это здание в конечном варианте после ремонта. Как маскировка непристойности эта занавеска хороша, но на неё нельзя опереть крышу здания, нельзя в неё вставить рамы окон, потому, что это фикция, маскировка. Понятие статус можно употреблять для замены некрасивого понятия страх. Так будет приятно для владельца собаки, но нельзя строить дальнейшие рассуждения и объяснения на этом понятии. Кобель также может выполнить команду и не побежать к суке не из страха перед хозяином, а в результате планомерной дрессировке, когда с хорошим подкреплением, механическим принуждением были проработаны все ситуации даже более сложные чем какая-то сука. Но это не имеет отношение к статусу, а имеет отношение к грамотной дрессировке.
Сообщение отредактировал Алексей-Потехин - Вторник, 31.03.2020, 03:15 |
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Понедельник, 06.04.2020, 22:33 | Сообщение # 151 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
|
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Вторник, 07.04.2020, 10:05 | Сообщение # 152 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
|
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Среда, 08.04.2020, 08:57 | Сообщение # 153 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
|
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Четверг, 09.04.2020, 08:39 | Сообщение # 154 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
|
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Суббота, 11.04.2020, 19:15 | Сообщение # 155 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
|
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Среда, 22.04.2020, 19:46 | Сообщение # 156 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
|
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Четверг, 28.05.2020, 20:39 | Сообщение # 157 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
|
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Пятница, 29.05.2020, 08:38 | Сообщение # 158 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
|
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Среда, 03.06.2020, 13:34 | Сообщение # 159 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| ,
|
|
| |
Алексей-Потехин | Дата: Пятница, 05.06.2020, 22:16 | Сообщение # 160 |
Полковник
Группа: Проверенные
Сообщений: 319
Статус: Offline
| Текст первого ролика по мотивации.
Относительность и не точность понятия мотивация.
Это первый ролик про мотивацию. Сложный и отстранённый от практики дрессировки. Нужный для демонстрации того, что понятие мотивация совершенно по разному используется в разных науках. Более того, даже внутри конкретной науки может быть разное понимание термина мотивация. И для начала ещё более отстранённая от практики тема «Методы изучения и объясняющие теории». Тема очень важная, хотя для кого-то может показаться скучной. Чтобы вас не утомлять постараюсь изложить её максимально коротко.
Самый начальный и простой метод изучения, это метод наблюдения. Но надо различать наблюдение, как философское созерцание жизни и с другой стороны направленное наблюдение учёного этолога. Например, наблюдение философа Диогена за пляжем на берегу средиземного моря. Волны плещут, вот краб на берег вышел, солнце в зените, дельфин приплыл к берегу поприветствовать великого философа, а вот чья-то тень мешает загорать, надо поговорить с прохожим. Другое дело учёный этолог. При направленном наблюдении и регистрации поведения используются таблицы, в которых обозначены элементы или формы поведения и наблюдатель отмечает сколько и когда было этих элементов поведения.
Следующий метод, это эксперимент. Фактически это тоже наблюдение, но в искусственных условиях, которые контролирует, и изменяет учёный, проводящий этот эксперимент. Наблюдение может перетекать в эксперимент. Например, Иван Петрович Павлов, изучая пищеварение, случайно заметил интересный факт, что собака начинает выделять слюну услышав шаги служителя, приносящего корм. Это наблюдение. А дальше начинаются эксперименты. Например, а на какие условные раздражителе возможно образовать условный рефлекс выделения слюны, а какой интервал времени между условным раздражителем и безусловным раздражителем оптимален для формирования условного рефлекса. Выяснил, что если больше двух секунд, то формируется намного хуже. Спасибо ему за это.
Наблюдение и эксперимент, это сбор конкретных наблюдаемых фактов. Но дальше надо, что-то делать с этой россыпью фактов. Ведь смысл и задача любой науки, это обобщение, выяснение закономерностей и общих правил. Упрощённо говоря установили пять-шесть фактов, создали объясняющие эти факты правила и на основании этих правил предсказали ещё сотню новых фактов и ситуаций.
Такими обобщениями занимаются не только учёные, на бытовом уровне это делает любой человек, особенно в молодости. Если обобщение фантазийное и ситуативное, то это суеверие. Если всё делается по научным правилам, то это наука.
В науке используются гипотезы и теории, которые проверяются непосредственно в момент создания наблюдением и экспериментами, но также проверяются временем, то есть длительным накоплением новых фактов, которые могут разрушать старые теории. Гипотеза -- это обоснованное, но ещё не доказанное научное предположение, объясняющее какие-то факты. Теория -- это внутренне непротиворечивая система. Система чего? Взглядов, представлений принципов. Каких, о чём? В обобщённой форме раскрывающих существенные свойства и закономерные связи элементов. Каких элементов? Составляющих ту область действительности, которую описывает и объясняет теория. Для описания теории используются понятия и термины.
1. Термин и понятие. Когда всё ясно и однозначно, и никто ни с кем не спорит, то это термин. Когда всё сложно объясняемо, имеет много определений, но при этом смутно понимаемо, хотя бесспорно это явление или процесс существует, то это понятие. С развитием науки и образования в идеале понятие стремится стать термином. Если мы представим, какое-то высшее существо, всемирный разум, полное понимание действительности, то для такого бога, то что для нас есть понятие, для него будет простым термином, которым он оперирует в своей практической деятельности. В современной мировой науке мотивация, это понятие. В конкретной кинологической тусовке если все понимают мотивацию однозначно, это уже почти термин. Но если кто-то любознательный из этой тусовки захочет расширить своё понимание мотивации и начнёт читать литературу, то может возникнуть когнитивный диссонанс. 2. Науки откуда в кинологию приходят сведения по поведению и обучению собак. а) Бихевиоризм, как раздел экспериментальной психологии. Прежде всего американское направление. б) Этология изначально наблюдение в полевых условиях за естественным поведением животных. Это прежде всего европейское направление науки. в) Физиология ВНД изначально Россия. г) Психология не имеет никакой привязки к территории поскольку психология возникла уже давно, поэтому популяция психологов имеет огромный ареал проживания. Хотя строго говоря современная научная психология возникла в Германии отпочковавшись от европейской философии. Понятное дело сейчас всё уже перемешалось и нет такой жёсткой привязки к географической территории возникновения этих наук.
д) Отдельно хочу сказать о зоопсихологии. Зоопсихология самое спорное направление, поскольку много разных шарлатанов именуя себя зоопсихологами, получает деньги от наивных владельцев собак. В отечественной научной классификации зоопсихология изучает психику животных. Возникновение и стадии развития психики в фило- и онтогенезе. Филогенез, это эволюционное развитие, а онтогенез, это индивидуальное развитие. Так называемые зоопсихологи, оказывающие консультации владельцам собак, это в лучшем случае люди имеющие знания по поведению собак и других животных. Их знания получены откуда угодно, но только не из зоопсихологии, поскольку сфера интересов зоопсихологии почти не имеет никакого практического применения в кинологии. Поэтому если вы читаете объявление: «Консультации зоопсихолога», то вы должны понимать, что даже если это грамотный специалист, разбирающийся в поведении собак, то что он называет себя зоопсихологом, это просто рекламный трюк. Возможно они считают нас за идиотов не способных понять значение слова «этология» или «поведение».
Не смотря на то, что сегодня границы вышеперечисленных наук размываются, по-прежнему существует их объективное разделение. И самое главное для нас с вами, то, что сохраняется множество школ и направлений исследований, которые по-разному определяют и изучают, что же такое мотивация.
3. Уровни анализа. Поведение и физиология. Для выявления закономерностей поведения, его понимания и его предсказания в будущем можно обойтись без знания физиологии этого поведения. Однако если теория, описывающая закономерности поведения хорошо подкрепляется физиологическими данными, то это повышает вероятность, того что поведенческая теория правильна и соответствует действительности. В идеале не должно возникать противоречий между психологией и физиологией. 4. Оппонентный круг. Любой учёный не может быть чистым разумом в космосе. Во-первых, есть определённая логика развития науки, которая подсказывает и определяет проблематику исследований на данном историческом отрезке. Во-вторых, есть круг идей и теорий, которые учёный получает от своих учителей. Учителя кстати бывают настолько авторитетны, что могут затормозить развитие мысли учёного и построение более новых и более близких к истине теорий. В-третьих, есть оппоненты современники учёного, которые отстаивают свой взгляд на науку, теорию и предмет исследования. Критический обмен идеями с оппонентами приводит или должен приводить к совершенствованию теорий. Но помимо когнитивных процессов, есть ещё личностные и социальные процессы. Амбиции, обиды, зависть, пониманию конъектуры и современного тренда развития науки влияют на направление мыслей и формулировку теории. В этом сложном бульоне происходит пристрастное и субъективное развитие науки. При этом новые идеи, которые борются со старыми теориями, в полемическом задоре часто формулируются слишком акцентированно и не гармонично. Иногда автор новой теории во всех своих трудах постоянно повторяет одни и те же теоретические положения, которые давно понятны следующим поколениям, которые читают его труды через 50-70 лет. Это происходит именно из-за того, что новым теориям приходится пробиваться через устоявшиеся убеждения современников.
5. Помимо гипотез и теорий существуют теоретические модели. Теория претендует на правильное достоверное описание действительности. Теоретическая модель, это функциональная схема, показывающая принципы работы психики животного. При этом модель основана не на физиологии, а использует аналогии и примеры из других областей знания. Хороший пример психогидравлическая модель Лоренца. Важный момент. Старые теории на сегодняшний день часто превращаются в модели, то есть верно описывают только самые общие принципы работы системы, хотя когда-то они представлялись очень точно описывающими, то что есть на самом деле.
Известное выражение из НЛП «Карта не есть территория» очень сюда подходит. Есть реальность, а есть понятийная сетка координат, которую накладывают на эту реальность, для изучения этой реальности и ориентирования. Иногда эта понятийная система координат смещается и возникает непонимание при чтении конкретного автора. Для пример нулевой меридиан раньше проходил через гринвичскую лабораторию в Англии. А теперь он смещён и называется международный опорный меридиан. Так как все согласны с этим, то мы можем находить конкретную точку на земном шаре если знаем широту и долготу. Если разные географы будут произвольно двигать эту систему координат, то им будет сложно понять друг друга. В некотором смысле нечто похожее иногда происходит в науках о поведении. Подведём итог.
Этот ролик можно назвать проповедью диалектики. Самое главное, что надо отсюда понять, это относительность и изменчивость понятия мотивации. Полезна любая информация о мотивации, но чтобы её правильно понять и соотнести с тем знанием и опытом, которые у вас уже есть, надо видеть за понятием мотивация что собственно описывает, какую область действительности рассматривает конкретный автор. Небольшая аналогия. Когда инструктор-дрессировщик слушает рассказ клиента о проблемах поведения собаки, то он старается понять, что же там было на самом деле. Не только, то что понимает клиент под разными мудрёными словами типа ментальность, но и что происходило и происходит на самом деле. Поэтому помимо очень полезного знания, какое определение конкретный автор даёт понятию мотивация, очень полезно понимать какую реальность он описывает.
|
|
| |
|
|